Конец года это всегда попытка обобщить опыт и выделить какие-то моменты. Вместо всего потока наград, званий и рейтингов UKRSAILING решил сделать обзор главных событий 2010 года, которые повлияли на развитие парусного спорта как бизнеса в глобальном масштабе.
Январь 2010 конечно, был практически на 100% заполнен информацией по 33 Кубку Америки. По мнению многих комментаторов, в последние месяцы 2009 и вплоть до Матча имиджу Кубка был нанесен значительный ущерб и это повлияло на весь парусный спорт. С моей сугубо личной точки зрения, это была ломка старой и рождение новой системы. Мы все еще находимся в этом процессе и не факт, что даже 34КА будет рассветом нового дня.
Тем не менее, пишет Девид Фуллер (Yachtsponsorship.com), парусный спорт продолжал успешно выполнять свои задачи перед спонсорами. Рекорд огибания Британии женской командой Ди Каффари на Aviva IMOCA60 (июнь 2009), по информации аналитиков (которая появилась только в начале 2010), принес спонсору команды ROI в размере 93 к 1! Бюджет кампании составил всего 10 000 Фунтов! От себя добавлю, что к сожалению, ни рекорд Ди Каффари, ни партнерская программа с Aviva не продержатся даже до конца 2010. Но неутомимая Ди все равно найдет возможным участвовать в гонках, однако, до июня 2011 ей критично найти нового спонсора.
Пример рекламного ролика с использованием олимпийского класса: Scandia, спонсор сборной Британии. Видео: Scandia/Team GBR
В феврале 2010 BMW Oracle выиграли 33 Кубок Америки. Организация Матча была настолько спешной, что ТВ права Alinghi отдавали просто всем желающим. 33КА можно было смотреть в прямой трансляции в интернете (при чем, не только на официальном сайте), на платном и бесплатном ТВ. Возможно, 33КА стал бы самым широко освещенным матчем в истории, если бы не постоянные задержки старта гонок, которые стоили телеканалам большой головной боли. По мнению Девида Фуллера (Yachtsponsorship.com), продавать ТВ права на Кубок Америки будет очень сложно.
Март 2010, по мнению Yachtsponsorship.com, порадовал возвращением в парусный спорт крупного бренда. В марте стало известно, что Nestle будет проводить в мае 2010 года регату для яхт Wally, которая будет называться The Nespresso Cup. Кстати, организатором регаты выступила компания OC Group, которая отвечает за соревнования Extreme40, а также (с декабря 2010) и за организацию гонок нового класса MOD70.
Апрель был безусловно, месяцем новостей от VOR. Сначала испанская компания Camper и ETNZ объявляют о создании команды для участия в гонке, затем, PUMA подтверждает слухи о своем возвращении в гонку после удачного сезона 2008/09. Вместе с грандиозным проектом Groupama это примеры успешного глобального маркетинга на платформе парусного спорта. VOR, безусловно, постоянно увеличивает свою капитализацию как спортивный бренд. Да и отдельно от кругосветки, Volvo активно участвует и в олимпийском и детском парусе. В апреле 2010 Volvo Cars UK становится одним из партнеров сборной команды Британии.
С точки зрения количества внимания мировых СМИ, которые привлекла к себе Джессика Уотсон, никакое другое событие мая 2010, не может сравниться. 15 мая 16-летняя Джессика Уотсон прибыла в Сидней после 210 дней одиночного кругосветного плавания, чтобы стать самым молодым человеком, который совершил такое путешествие. Нельзя сказать, что Джессика стала знаменитой в один день. Но по мере развития ее проекта все больше и больше людей в мире обращали внимание на нее. Ее трогательная история заставила журналы и ТВ программы, которые никогда в других условиях не упоминали парус, написать об нем. Тема Джессики и ее значения для популяризации спорта и паруса еще долго будет обсуждаться на разных уровнях. Например, в декабре на World Yacht Racing Forum Люка Пейрон скажет, что для развития спорта нужны герои и человеческие истории, как например, Джессика Уотсон.
Июнь был отмечен исключительной активностью в олимпийских классах, но с точки зрения бизнеса центральным событием стало проведение первой регаты Vuelta Espana a Vela в класса IMOCA60. С 1991 года этот класс развивался преимущественно во Франции, и вот ему удалось значительно расширить свои границы. Испанская организация FNOB занялась активным продвижением этого класса в своей стране с 2006 года. Первым результатом стала BWR 2007/08. Далее последовали Istanbul Europa Race 2010 и Vuelta Espana a Vela 2010. К старту BWR2010/11 флот испанских команд уже будет насчитывать 8-9 лодок! Активную финансовую поддержку оказали испанские компании movistar, W Hotel, Estrella Damm, Mapfre, Roca, GAES, Central Lechera Asturiana и другие.
Параллельно в Британии произошло также интересное действо. Hugo Boss, спонсор Алекса Томсона в его IMOCA60 проекте, устроили большое шоу в честь спуска новой, екс-Pindar, лодки Алекса на воду. Прием был проведен в духе светской фешн-вечеринки с участием звезд, например, Дианы Крюгер. Хоть Сальма Хайек и участвовала в инаугурации лодки PUMA в 2008, все же такие балы в диковинку для парусной общественности.
Из интересных событий июля Yachtsponsorship.com решил справедливо, хоть и не ожидано, выделить решение ISAF разрешить катамаранам E40 проводить свой Чемпионат мира. Девид Фуллер обрушивает свое негодование как на ISAF так и на OC Events за профанацию статуса Чемпионата мира, когда в Словении собрались только 6 команд! Да, на то были свои причины, но все же такие решения ISAF дискредитируют не-олимпийский парус.
Август был традиционно насыщенным месяцем. Не вдаваясь в детали скажу, что интересно было видеть соперничество BMW и Jaguar в качестве спонсоров Team Origin и Oracle в рамках 1851 Cup. А на другом конце планеты Сингапур принимал первые юниорские Олимпийские игры. Не скажу, что это касается только паруса, но для паруса восток и Азия имеют грандиозный потенциал. Проекты подобные Oman Sail, GAC Pindar, Циндао-марина, Moonson Cup и тд только приоткрывают возможности и заинтересованность региона.
В этой связи август 2010 был тяжелым месяцем, так как назревающее решение о многокорпусниках в 34КА привело к отмене последнего LVT , который должен был состояться в декабре 2010 в Гонг Конге. Огромный проект был закрыт, но все же, будущее не пройдет мимо этого города.
Значение пресс конференции в Валенсии 13 сентября трудно переоценить. Закончилась целая эпоха в парусном спорте и началась новая. Оставим в стороне вопрос мат части и посмотрим на бизнес. Защитник Кубка анонсировал действительно революционные изменения в формате проведения соревнований. До 2013 года будет проведено более 10 различных соревнований команд Кубка; будет улучшен способ и формат ТВ освещения; команды будут свободны в вопросах брендинга. Все это задумано для того, чтобы партнеры команд могли получить максимальную прибыль от участия в 34КА. Кроме этого, орг комитет стремиться привлечь к себе внимание "поколения Facebook", то есть привести новых фанатов в спорт. Все это очень крупные задачи и пока рано говорить, что получиться, а что нет. Есть конечно сомнения, но тогда все это звучало убедительно. В действительности, считаю очень положительным моментом привлечение к работе в ACEA специалистов, которые подняли в свое время UEFA Champions League до ее нынешнего уровня.
Главным событием октября и ближайших трех лет для профессионального паруса в Европе и класса ТР52 в частности, стало решение компании AUDI AG продлить контракт с компанией Sailing Management SL на проведение в течение еще 3 лет AUDI Med Cup. Немецкий авто бренд на протяжении долгих лет принимает активное участие в парусном спорте по всему миру и не смотря на кризис, остается верным своим ценностям и традициям.
Ноябрь еще больше обрадовал профессиональный спорт. По завершению LVT Дубаи стало известно, что Louis Vuitton подписывает контракт с ACEA и в 34КА снова будет Louis Vuitton Cup! Это, безусловно, одна из крупнейших пока побед организаторов 34КА.
В этой связи очень странным выглядит решение BMW прекратить сотрудничество с командой Ларри Эллисона. После 8 лет вместе они переживали и более тяжелые времена. Да и США остаются крупнейшим рынком для BMW. Все это выглядит странно, но уже прошел почти месяц и никто не дал никакого комментария к этому, безусловно, крупнейшему "разводу" года.
Декабрь традиционно переносит нас в австралийское лето. Масса олимпийских соревнований разного уровня и конечно же ежегодная регата Сидней-Хобарт. В 2010 старт гонки посетила сама Опра Уинфри и Рассел Кроу, что безусловно сделало одну из известнейших регат еще более знаменитой. Мы говорили здесь о разных компаниях, которые поддерживают парус, но пожалуй, ни одна не сравниться в своем размахе с Rolex. Швейцарцы без малого 10 лет спонсируют массу регат, а также кучу ТВ трансляций и других промо активностей, связанных со спортом. В календаре 2011 года у Rolex 11 событий по всему миру и все они очень крупные и знаменитые.
В Португалии состоялся традиционный World Yacht Racing Forum, где центральные фигуры парусного спорта со всех сторон обсудят, что им удалось сделать за год, который прошел с их последней встречи в конце 2009 в Ницце.
Итогом года можно назвать положительную динамику развития бизнеса в парусном спорте. 2011 год будет еще более интересным, в связи с проведением крупных океанских гонок, ивентов Кубка Америки и других событий. Уверен, мы увидим новые лица, команды, бренды. Хочется увидеть и страны бывшего СССР более вовлеченными в этот процесс. Положительные движения уже есть. Вспомним хотя бы "газпромовскую" Esimit Europa II!
Положительные движения уже есть. Вспомним хотя бы "газпромовскую" Esimit Europa II!(с) - врятли русский и украинский народы (в том числе и яхтсмены) считают это ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ((
ОтветитьУдалитьНу что вы так сразу? Красиво жить не запретишь. Обращу внимание на другой факт: в команду не привлекают российских спортсменов, а могли бы вероятно.
ОтветитьУдалить1) да ради Бога - живите как хотите (хотя в стране где РАБОТАЮЩИЕ люди получают МЕНЬШЕ ПРОЖИТОЧНОГО минимума...), если честно заработал (врядли кто-то из наших олигархов может этим похвастать ))) НО!!! Газпром - это ГОСКОМПАНИЯ!!!(вашему президенту не нравятся цены на росс.газ? ;)
ОтветитьУдалить2) в команду не привлекают российских спортсменов,(С) - вот именно!!!!
ЗЫ. Иван, я "не так сразу" - давно живу ;)). С прошедшими Вас! :)
Нашему президенту как раз, похоже, цены на газ нравятся:) а народу не:)) Все вы верно говорите с глобальной точки зрения. Но, олигархи могли спокойно эти деньги на девушек потратить, а они, вишь, спортом занялись. Положительно:)
ОтветитьУдалить:) думаю "на девушек" УЖЕ НЕ МОГЛИ (физически))), ну как в том анекдоте - "...я больше не могу" (пить, не лезет больше в человека), т.е. спорт финансируется по остаточному принципу - то что остается после дэвушек)))
ОтветитьУдалитьЗЫ.В данном случае главныйприкол - газпром-ГОСкампания ((