понедельник, 8 июля 2013 г.

Louis Vuitton Cup 2013 стартовал...

Катастрофа самолета Asiana Airlines 7 июля в аэропорту Сан Франциско, казалось, стала последним аккордом реквиема неудачного старта Louis Vuitton Cup 2013. 5 июля запланированная дефилиада флота в заливе Сан Франциско была отменена комитетом из-за сильного ветра, а 7 июля в первом матче Luna Rossa vs ETNZ итальянцы отказались выходить на воду... Однако, какими бы трагичными эти события не представлялись, сложно поверить, что за 160-летнюю историю Кубка подобные проблемы возникли впервые. Поэтому, даже взаимные обвинения и шантаж участников действа выглядят лишь частью большой игры.

Мрачное настроение мировой парусной общественности немедленно материализовалось в тысячах критических постов, адресованных всем без разбору организаторам и идеологам 34КА.Тем временем, события развиваются соответственно неписанным правилам игры, где ставки равны жизни. Если вы считаете, фильм "Ветер" дает полное представление о нравах Кубка Америки, безусловно, вы будете удивлены происходящим. Несколько фактов из истории КА периода внедрения IACC класса - в подтверждение..

В мае 1991 года, когда только появились первые лодки нового IACC-класса, которые заменили 12-м класс в Кубке Америки, Билл Кох (лидер America³ -победитель КА в 1992) назвал их "небезопасными", а дизайнеров (среди которых был и Герман Фрерз) "идиотами". И у него были предпосылки: в первой же гонке в рамках IACC World Championship весной 1991 в Сан-Диего, из 9 стартовавших, финишировали 6 яхт. При этом было порвано 3 спинакера, сломано три спинакер-гика, один "главный" гик, один пьедестал, одно рулевое колесо, одна мачта, одна оттяжка гика и тд. Но Джон Маршалл из Partnership for America`s Cup Technology повторял, что "12 метровый класс консервирует развитие гонок на уровне конца 19 века; нам нужны более сложные, физически требовательные и быстрые лодки"... Ничего не напоминает?

Победителем в Louis Vuitton Cup 1992 года стал скандальный итальянский предприниматель и авантюрист, Рауль Гардини - владелец команды Il Moro di Venezia. В финале Louis Vuitton Cup итальянцы сражались с новозеландской командой Питера Блейка New Zealand Challenge и проигрывали 1-4. При этом счете Поль Каярд (который был шкипером итальянской команды) подает протест на новозеландцев за использование бушприта. Заседание жюри проходит ночью, а утром новозеландцы узнают, что последнюю победу им не засчитали - счет стал 1-3. Считается, что вследствие этого решения Il Moro di Venezia получает техническое преимущество и выигрывает подряд четыре матча, что приводит их в финал 28КА (где они проиграли Биллу Коху). Кстати, в этот переломный момент на руль у новозеландцев вместо Рода Девиса становится молодой Рассел Кутз...

В 1993 Рауль Гардини снова берется финансировать Il Moro di Venezia для участия в 29КА, но оказывается замешанным в крупном финансовом скандале и сводит счеты с жизнью. Последнее - просто эпизод для демонстрации того, кто и как создает победы в Кубке Америки. Нам, простым смертным, никогда не понять, на что готовы те, кто действительно претендует на "Старую кружку". И примеров таких не мало.

В подтверждение того, что ничего не изменилось, можно привести слова Гранта Зиммера, менеджера команды Oracle (ранее, Alinghi, Team Origin и др). В интервью Vsail.info он сказал, что со сменой класса, собственно, в организации работы команды все осталось по-прежнему, как и в предыдущих сезонах.

Конечно, трагическая гибель Эндрю Симпсона в мае этого года значительно повысила градус соперничества двух кланов нынешнего 34КА. Как известно, камнем преткновения стал перечень рекомендаций Директора регаты, австралийца Яна Мюррея (который считается соучастником победы BMW Oracle в 33КА) призванный усилить безопасность команд во время гонок. По заявлению Мюррея, этот перечень из 37 пунктов был составлен в конце мая после переговоров с представителями всех команд-участниц Louis Vuitton Cup и 34КА. В своих комментариях к этому процессу, Мюррей, а также, Поль Каярд, неоднократно подчеркивал, что представители всех команд были согласны с перечнем. А сейчас, мол, неожиданно, Luna Rossa и ETNZ (которых можно уличить в скоординированных действиях) оказываются от своих слов и протестуют, чем наносят личную обиду Директору регаты, не говоря уже о срыве гонок Louis Vuitton Cup. В качестве одного из последних аргументов, Ян Мюррей напоминает, что предоставление Береговой охраной США разрешения на проведение гонок Louis Vuitton Cup (которое было получено за считанные дни до старта) обеспеченно имплементацией этих самых Рекомендаций.

Мнение Яна Мюррея поддерживает команда Artemis. Шведский катамаран не был готов к гонкам в момент открытия Louis Vuitton Cup и не будет готов, согласно информации спортивного директора команды Яна Перси, еще несколько недель (первый матч Artemis был запланирован на 9 июля, против ETNZ, но источники говорят, что Artemis выйдет на воду только 6 августа). В интервью Sailracing Magazine Поль Каярд и Натан Оутерридж объяснили, что если протест итальянцев и новозеландцев будет поддержан Жюри КА, то срок выхода Artemis на дистанцию отодвигается еще на 6-8 недель. А то и вовсе шведы покинут регату.

В свою очередь, ETNZ и Luna Rossa, вместе с большинством журналистов, обвиняют Директора регаты и клан Oracle-Artemis в единоличном изменении правил класса АС72. По мнению этой стороны, требования, изложенные в пункте 1.4 Рекомендаций (симметричные крылья на пере руля, глубина их посадки, возможность их настройки перед гонкой и увеличение их площади) является ничем иным, как попыткой помочь американской и шведской командам "разогнать" свои медленные катамараны. Появившиеся в профессиональной среде комментарии поддерживают точку зрения протестующих. На блоге Catsailing руководитель студии Schickler Tagliapietra Yacht Engineering Даг Шиклер пишет, что заявленные в п.1.4 нормы, в целом, значительно обезопасить катамараны не смогут. По мнению дизайнера, в некотором смысле даже опасно требовать от команд применять новое, неиспытанное оборудование, вводя изменения в правила на столь поздней стадии. В этой связи интересно вернуться к интервью менеджеров Artemis, которые сказали, что сразу (еще в конце мая) начали применять положения Рекомендаций Мюррея в подготовке своего второго катамарана, так как им показалось, что все участники согласны и делают то же самое. Справедливости ради, стоит обратить внимание на слова Каярда из того же интервью, где он говорит, что у ETNZ есть наборы рулей для любых правил. От себя добавим, что это неудивительно - на то они и фавориты игры.

Собственно, протесты ETNZ и Luna Rossa базируются на том, что перечень мер безопасности из статуса Рекомендаций превратился, по воле Директора регаты, в правила класса, без согласия на то участников, как этого требует Протокол 34КА. Что касается роли Береговой охраны, то в своей статье в The Independent британский обозреватель КА Стюард Алекзандер, ссылаясь на свои источники, подчеркнул, что Береговая охрана не высказывает претензий к изменениям п.1.4. Это мнение подтверждает и Даг Шиклер.

Согласно заявлению Яна Мюррея на пресс конференции команд в Сан-Фран 5 июля, Международное Жюри Кубка (назначенное ISAF) соберется для рассмотрения протестов в понедельник, 8 июля. Как известно, в ожидании этого решения Luna Rossa отказалась соревноваться в своем первом мачте против ETNZ. Владелец команды Патрицио Бертелли заявил, что если Luna Rossa выйдет на воду, это буде означать согласие с новыми правилами.

Получается, что ETNZ согласны с изменениями, раз команда все таки вышла на воду? На этот вопрос косвенно отвечает Рассел Кутз на своей странице в facebook. Он пишет, что имеющиеся у обеих команд перья уже и так соответствуют новым требованиям. По мнению Каярда, соперники просто хотят получить дополнительное преимущество, отменив подраздел 1.4 Рекомендаций.

Решение Жюри ожидается в среду, 10 июля. А пока владелец итальянской команды продолжает накалять обстановку. Как сообщает Vsail.info, на пресс конференции для итальянских медиа 8 июля, Патрицио Бертелли заявил, что всерьез рассматривает выход из соревнований в случае отклонения его протеста. То есть каждый клан, Oracle и ETNZ, имеют по одному "камикадзе" на своей стороне, готового пожертвовать сотней+ миллионов Евро. И такая жертва, по понятным причинам, будет выгодной и Oracle, и ETNZ. Но такая простая развязка не в характере людей, задействованных в игре. Даже при очевидном техническом отставании, владельцы команд будут играть свою роль до конца.

В качестве последней капли для меломанов, стоит упомянуть, что Oracle в лице своего домашнего клуба GGYC сейчас еще судится с African Diaspora Maritime - организацией чернокожих яхтсменов. Иск чернокожих обвиняет GGYC в безосновательном отклонении их заявки на участие в 34КА. Суд прошел апелляционную инстанцию, где выиграли, конечно, GGYC.

Может создаться впечатление, что собственно первая "гонка" Louis Vuitton Cup, которая состоялась при единоличном участии ETNZ в воскресенье, 7 июля, осталась за кадром. Но это не так. Редактор Vsail.info Пьер Орфанидис пишет, что после увиденного полностью изменил свое мнение относительно катамаранов АС72: "Ранее я был противником использования этих лодок, по повидав катамаран ETNZ парящим над водой на скорости более 40 узлов ... полностью изменил свою точку зрения". Некоторые источники сообщают, что ETNZ сумели развить на дистанции 43 узла скорости в 16 узлах ветра!

Что касается места проведения, Орфанидис также находит его великолепным. "Наблюдать за происходящим можно с любой точки America’s Cup Park совершенно бесплатно.. Платные трибуны размещены только в Marina Green park".

В интервью Sailracing Magazine тактик Luna Rossa Франческо Бруни заявил, что ETNZ "устанавливают стандарты" нынешнего Louis Vuitton Cup, к которым другие команды должны стремиться. По словам итальянца, его команда будет искать способы обойти ETNZ, хоть это и не просто. "Они почти не ошибаются, но мы можем их победить, пускай не сейчас, но через несколько недель точно", говорит Бруни, "наши новые шверты значительно помогают нам в удержании лодки (над водой - прим.автора) во время уваливания. А новозеландцы в этом просто мастера!"

Как видно, история 34КА еще далека от завершения. Во-многом, текущая неделя будет решающей относительно будущих соревнований. Учитывая, что Artemis не готовы к выходу ранее августа, неужели мы будем смотреть на две команды в течение месяца (для самих команд это просто тренировка перед зрителями, кстати)? К слову, Louis Vuitton Cup 2007 года в Валенсии также начинался с больших задержек в гонках. Тогда сильно подвела погода. Но, все равно, команд-то было больше - скажете вы. И будете правы...


Смонтированный отчет первого соревновательного дня Louis Vuitton Cup, Сан-Франциско, 7 июля. Видео: ETNZ


Louis Vuitton Cup, первая гонка 7 июля, полный повтор. Видео: Americas Cup

2 комментария:

  1. Иван, мне кажется, ты уже перерос формат блога. Пора задуматься о полноценном сайте ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Я уже думаю давно об этом. Просто торможу с реализацией)

    ОтветитьУдалить