пятница, 23 ноября 2012 г.

Состоялась встреча с экипажем яхты "Икар"

В Николаевском музее судостроения и флота состоялась встреча с экипажем легендарной яхты «Икар», которая в 1987-88 годах совершила путешествие вокруг земного шара. Эта «кругосветка» навеки вошла в историю мореплавания. За походом яхтсменов из Николаева следил весь Советский Союз и даже часть мирового сообщества, говориться в информации "Морских бизнес новостей Украины".

Чем же было вызвано такое внимание? Существовал для того веский повод: за все послереволюционные годы – за 70 лет! – ни одно советское спортивное судно не огибало земной шар… «Икар» был первым! Страна Советов, «напичканная» выпускниками мореходок, профессиональными моряками, великолепными яхтенными капитанами, не желала отпускать яхтсменов СССР за границу – для участия в трансатлантических, транстихоокеанских и кругосветных регатах. Боялась страна, что сбегут спортсмены или, не дай Бог, посрамят честь великого государства.

Так что, путешествие «Икара» – это было своеобразное открытие «новой эры»… первое спортивное или любительское плавание вокруг земного шара, предпринятое с тех пор, как в XIX веке закончилась эра русских кругосветных исследовательских экспедиций.

Создателями «Икара» были преподаватели и студенты Николаевского кораблестроительного института. Яхту спроектировали в студенческом конструкторском бюро, которое возглавлял Борис Немиров – педагог и одновременно мастер спорта с солидным яхтенным стажем. Он давно мечтал о дальних походах и победах советских яхтсменов в океанских гонках… Он и стал капитаном знаменитой «кругосветки».

В экипаж также вошли старпом Анатолий Кузнецов, помощники капитана Станислав Черкес и Александр Кузнецов, судовой инженер Андрей Марков, матрос (он же инженер-океанолог) Александр Плякин, боцман Владимир Терняк. Именно эта «великолепная семерка» на весьма скромной по размерам и оснащению яхте прошла 31 тысячу миль, «оставив позади» Атлантический, Индийский, Тихий океаны и десятки морей. (Начинавшие кругосветный поход Сергей Прусов и Борис Яковлев сошли на берег «на подступах» к Атлантике и вернулись домой).

Николаев – Канарские острова – австралийский остров Тасмания – мыс Горн – остров Святой Елены – порт Сеута на Средиземноморском побережье Марокко – остров Мальта – Афины – Варна – Николаев… На 327 дней «Икар» стал для них домом. Маленькое парусное суденышко, бросившее вызов Мировому океану, в том числе и ревущим сороковым широтам, и неистовым пятидесятым.
«Стальное двухмачтовое парусное судно предназначено для учебных, спортивных и туристских плаваний, судовой практики небольших групп студентов, выполнения научно-исследовательских работ. Район плавания – неограниченный. Длина яхты 16 метров, площадь парусов 150 квадратных метров, осадка 2,55 метра, полное водоизмещение 27,56 тонны, автономность для шести человек – 150 суток. Вспомогательный двигатель мощностью 25 лошадиных сил»…

Это, так сказать, «техническая» сторона путешествия. Но есть и другая – «человеческий фактор». Есть команда сильных, смелых людей, хорошо подготовленных яхтсменов. И каждый – личность.

…«Возможен ли в принципе радужный и безоблачный психологический климат на пятачке колеблющейся палубы в течение почти целого года, когда люди находятся на пределе собственных сил?» – так однажды ответил вопросом на вопрос любопытного журналиста Александр Плякин. Были проблемы… конечно, были. Психологическая совместимость членов экипажа – во-первых. Конфликт поколений – во-вторых. «Перенасыщенность» яхты опытными яхтенными капитанами – в-третьих. У каждого было свое видение – как и куда идти, у каждого – собственная оценка риска и прогноз последствий принимаемого решения… Но – последнее слово, безусловно, оставалось за Немировым.

Спортивный подвиг «икаровцев» получил достойную оценку. Государственный комитет по физической культуре и спорту присвоил звание «Заслуженный мастер спорта СССР» Борису Немирову, Анатолию Кузнецову и Владимиру Терняку. Борис Степанович стал почетным гражданином города Николаева. Правление советского Фонда мира наградило экипаж яхты «Икар» золотой медалью. Все члены команды также получили личные серебряные медали Фонда мира.

И с тех пор Международная ассоциация учебных парусных судов стала приглашать «Икар» к участию в своих регатах. Дважды николаевцы воспользовались этими приглашениями: в 1992 году «Икар» участвовал в гранд-регате «Колумбус-92», посвященной 500-летию открытия Америки. А в 2000-м стал участником регаты «Третье тысячелетие под парусами», больше известной как «Рейс-2000». От Украины в эту регату отправился только наш «Икар»… Теперь под его парусами шли другие, молодые, команды. Им посчастливилось прикоснуться к былой славе «Икара», а значит, они навсегда стали «икаровцами». Вот почему участники регат разных лет также были приглашены на юбилейную встречу в музей.
О кругосветном «икаровском» путешествии нап
исаны две книги: «На «Икаре» вокруг света» – автор Борис Немиров; «За чертой Большого круга» – автор Александр Плякин. Но, оказывается, не все дневниковые записи или воспоминания тех лет были в свое время опубликованы. Сегодня готовится к печати новая книга «ЯХТ-КЛУБ. Материалы по истории парусного спорта в Николаевском яхт-клубе», в нее вошли записи 1987-88 годов из дневника боцмана Владимира Терняка.

***
…Они мало изменились за эти 25 лет. Только головы немного побелели да фигуры стали солиднее. Сотрудник музея, завсектором научно-просветительской работы Галина Третяк, которая была организатором встречи, приготовила для «икаровцев» сюрприз… Фильм, снятый телеканалом «Николаев» 9 сентября 1987 года – в день, когда николаевцы во главе с ректором НКИ Михаилом Александровым провожали «Икар» в кругосветный поход.

«Повзрослевшие» путешественники с интересом глядели на своих «двойников» – молодых, веселых парней, улыбавшихся с экрана. Вот, оказывается, как это было! Последние приготовления… Рапорт Немирова… «яхта, имеющая целью обойти вокруг света и вернуться домой, – к плаванию готова»… Женские слезы… и у мальчишек-сыновей глаза тоже на мокром месте, хоть и не понимают они до конца всю «гибельность» предстоящего отцовского путешествия… Отважного «Икара» традиционно провожают юные яхтсмены на своих маленьких «Оптимистах»…

Сегодня все участники кругосветного плавания, слава Богу, живы и здоровы. Большинство из них продолжают свою деятельность в национальном университете кораблестроения им. адмирала Макарова, занимаются конструированием яхт, участвуют в строительстве парусных судов, воспитывают молодых яхтсменов. Александр Плякин – профессор Волжского гуманитарного института (г. Волжский Волгоградской области). Борис Немиров уехал в Архангельск. Там обосновалась его семья, там живет отцовская гордость – «капитанская дочка» Екатерина, которая стала капитаном дальнего плавания.

А «Икар»… «Икар» уже давно стоит у причальной стенки яхт-клуба и продолжает потихоньку гибнуть. Средств на его восстановление и содержание нет. Да и особого интереса у яхтсменов он не вызывает: слишком далеко ушли современные яхты в своем развитии. Время от времени возникают разговоры о том, чтобы поставить «Икар» на постамент и возвести его в статус памятника. Наверное, это было бы лучшее решение.

2 комментария:

  1. Нехорошо воровать чужие тексты, напечатанные в газете "Вечерний Николаев" 3 ноября 2012 года.

    ОтветитьУдалить
  2. Источник, откуда была взята информация, указан

    ОтветитьУдалить