вторник, 8 октября 2013 г.

Самый большой парусник Украины

Правильнее было бы назвать этот пост "Один из двух парусников Украины", так как в Одессе и Керчи уже много лет на якоре стоят два брата - "Дружба" и "Херсонес". Рассказ пользователя из Живого Журнала будет касаться одесской "Дружбы"..

В конце августа (2013 года) фрегату “Дружба” исполнилось 26 лет. Почти половину жизни он простоял у причала без дела. Последний раз корабль выходил в море в далёком 2001. Почему - вопрос сложный. Нельзя сказать, что он ржавеет и доживает последние дни - почти все механизмы в рабочем состоянии, помещения отремонтированы и даже экипаж каждый день приходит сюда на работу. При этом фрегат уже 12 лет стоит без дела. Многие одесситы о “Дружбе” уже и забыли. Подобраться к кораблю не просто - он стоит в Практической гавани, там же, где базируются военные катера. Вход сюда строго по пропускам. Но нам повезло) Мы погуляем по палубе, поднимемся на капитанский мостик и спустимся в машинное отделение. Добро пожаловать на борт.

Трёхмачтовый фрегат построили на Гданьской судоверфи в 1987. Корабль построен по прототипу парусных судов начала ХХ века. Примерно в те же годы на воду было спущено ещё пять таких же кораблей. Судьба разбросала их по всей Евразии - от Гдыни до Владивостока. Второй украинский парусник, точь-в-точь такой же, стоит в Керчи. И точно также уже долгие годы не отходит от причала.

Ветер раздувает паруса, они приятно шелестят, палуба тихонько поскрипывает. Вокруг - бескрайние морские просторы. Когда-то дальние переходы были для “Дружбы” обычным делом. Судно обошло пол мира - ходило вокруг Европы, в Америку, в Индию, участвовало в регатах. Но главное назначение - учебно-представительское. Молодые советские моряки проходили на “Дружбе” плавпрактику. Пройти обучение под парусами успели около трёх тысяч курсантов. Независимой Украине было не до парусного флота. В 90-х судно выходило в море всё реже...

В 1997 “Дружба” ненадолго ожила. Тогда вместе с курсантами на нём путешествовали богатые туристы, в основном из Швейцарии и Германии. Платили они по 2000 фунтов за 10 дней - даже по нынешним меркам удовольствие не из дешёвых. Зато впечатлений у них было море - они не просто ходили под парусами, но ещё и участвовали в парусных авралах наряду с матросами. Но очень скоро с экскурсиями было покончено - довольно мутная история, как обычно кто-то что-то не поделил.

С 2001 “Дружба” стоит на приколе в Практической гавани Одесского порта, вдали от людских глаз. В этой же гавани стоят военные катера, поэтому вход сюда ограничен и даже с причала на парусник могут посмотреть лишь немногие счастливчики. Стоянку у морвокзала, на видном месте, “Дружба” не может себе позволить из-за высокой цены. Плавпрактики давно нет. Но курсанты мореходки всё равно приходят на “Дружбу” - знакомятся с морским делом, учатся чинить механизмы, помогают экипажу следить за судном. С мая по сентябрь здесь проходит практику до 400 курсантов.

12 лет без моря. Чтобы подарить кораблю новую жизнь нужно 13 млн грн (примерно 1,5 млн долларов). Большая часть суммы пойдёт на доковый ремонт, новые паруса и настил на палубу. Кроме технических вопросов есть и бюрократические. Судно нужно перевести из российского морского регистра в украинский. Это дорого и займёт много времени.

Судно давно простаивает, но находится в хорошем техническом состоянии. Внутри всё чинно, благородно - каюты, ресторан и прочие помещения отлично выглядят. Вот, например, ресторан для рядовых членов экипажа. Капитанский салон выглядит ещё шикарнее. На корабле 29 пассажирских кают, ресторан, два бара, кают-кампания, капитанский салон, сауна. Спускаемся в машинное отделение: механизмы старенькие, но стармех заверяет - основные системы в рабочем состоянии. Более того, за время простоя “Дружба” прошла капремонт. Всё оборудование родное - за ним тщательно следят. Самое интересное, что за годы простоя экипаж никуда не делся. Каждый день моряки приходят на судно, как на обычную работу - несут вахту, следят за оборудованием, обучают молодёжь.

Судно может совершать дальние переходы с автономностью плавания до 30 суток. В помощь парусам - два дизеля мощностью по 564 кВт. Капитан и экипаж корабля верят, что когда-нибудь снова выйдут в море под парусами. Но добавляют - судно обязательно должно остаться учебно-представительским. Туристы и экскурсии - лишь небольшое дополнение.

Фото парусника "Дружба" выполнены автором заметки















Комментариев нет:

Отправить комментарий