Как известно, 1 сентября капитан яхты «Скорпиус» сообщил, что что при попытке прорваться через ледяные поля, судно оказалось затерто тяжелыми льдами северо-восточнее острова Жанетты. Вчера пришло сообщение о том, что «Скорпиус» сумела освободиться от ледяных тисков. Информация с официального сайта яхты, а также с сайта ВФПС.
Напомним, что 18 сентября 2011 года из морского порта Сочи в кругосветную полярную экспедицию длиной 70 тысяч морских миль отправилась 100-футовая парусная яхта «SCORPIUS»! Это уникальный научный, спортивный, просветительский и патриотический проект. Экипаж экспедиции состоит из 7 человек. Предполагается, что яхта должна возвратиться в Сочи в первых числах февраля 2014 года в канун начала зимних олимпийских и паралимпийских Игр, которые начнутся 7 февраля. Яхта "Скорпиус" установила свой первый из четырех намеченных рекордов 15 марта 2012 года, когда дошла в уже замерзающем море Росса до 74 градуса 18' южной широты. Второй рекорд будет установлен, когда яхта обойдет Антарктиду южнее 60 градуса и Северный полюс в районе 65-70 градусов в течение одного календарного года. Третий рекорд предстоит поставить по длине маршрута (70 тысяч миль), четвертый - по продолжительности путешествия (2,5 года). Также за время плавания планируется реализовать ряд научных проектов Арктического и Антарктического НИИ, которые связаны с экологией и гидробиологией, протестировать систему ГЛОНАСС в высоких широтах. Яхта идет под двумя навигационными системами ГЛОНАСС и GPS, что позволяет более точно определять координаты судна.
Сообщения Вице-президента ВФПС Сергея Щербакова с борта яхты (4-27 августа 2012):
4 августа 2012 года. Прибыли на борт «Скорпиуса» вместе с Вадимом Прыговым, врачом из Питера. Добирались практически весь день. Сначала перелёт в Хельсинки, а затем три часа до Рейкьявика, над океаном. Экипаж яхты весь день трудился, поэтому наш приезд, который пришёлся на конец рабочего дня, обрадовал команду вдвойне. Доставленные подарки с «Большой земли» тоже были весьма кстати.
Яхта произвела неизгладимое впечатление. Всё-таки голландцы умеют строить. Бермудский шлюп с длиной корпуса 30 метров, высотой мачты – 38 метров, способный нести свыше 1000 м2 парусов не может не впечатлить! Скорость под парусами в хороший ветер превышает 20 узлов. Главный двигатель мощностью 300 л.с. дает возможность идти со скоростью 10 узлов. Правда при этом суточный расход топлива может составить 500-600 литров солярки, - это недопустимая роскошь, при основных танках 6 тонн.
5 августа, на «Скорпиусе» продолжаются ремонтные работы. На подходе к Гренландии, на яхте, на полном курсе вырвало каретку с погона на гике, для постановки грота, и эта поломка лишила возможности использовать главный парус на яхте. Поломка серьёзная, сразу же был заказан новый погон в Германию, и он в течение недели пришёл в Рейкьявик. Его установкой экипаж и занимается третий день.
6 августа. Сегодня день отдыха. Гик почти доделали, осталось докрутить 200 винтов, сделаем вечером. Новый друг, Александр, который живет здесь более 10 лет, организовал нам экскурсию по «Золотому кольцу» Исландии. В него вошли посещение дома президента Исландии (обычный коттедж), посещение кратера вулкана с озером внутри, водопад, гейзеры (красиво очень), ещё один водопад (сумасшедшая красота), а потом ещё и разлом, по которому идёт раздел тектонических плит Евразии и Америки. В этом месте континенты разъезжаются на 4 мм в год. Я думаю, поэтому в Исландии столько гейзеров и застывшей вулканической лавы. Я за этот день узнал про Исландию больше, чем за всю предыдущую жизнь!
7 августа. Закончили ремонт. Залились соляркой, дополнительно взяли 5 мягких танков по 1 тонне, разместили где могли. Провели пробный выход с российским посольством на борту и соответствующий прием… завтра отход.
8 августа. Отойти смогли только в 16 часов. Сначала ждали эмиграционные службы, потом приехали представители российского посольства, потом ждали недостающие заказанные запчасти, прощались с отъезжающими из экипажа, отсылали по скоростному интернету, который нам бесплатно предоставили в марине фото и видео материалы на Родину…
На отход я поднял под краспицу на мачте флаги Омской области, города Омска и родного яхт-клуба, которые впервые развивались на ветру Исландской столицы. Конечно, был поднят флаг Всероссийской федерации парусного спорта, партнёра нашей экспедиции, которой в этом году исполняется 100 лет. Местные нам сказали, что такая большая парусная супер-яхта впервые посетила Рейкьявик.
Праздничное настроение быстро сменилось на рабочее, сразу после выхода из гавани. Прогноз погоды был хороший, но в море дул свежий ветер, и парадные костюмы пришлось менять на непромоканцы. Моя вахта была первой, с 16-ти до 20-ти часов по Гринвичу (Исландия живёт по Лондонскому времени), и пришлось сосредоточиться на работе с парусами.
С удалением от берега температура воздуха понизилась до 8 градусов, усилился ветер (временами до 30 узлов), волна (3-4 метра), пошёл дождь, но яхта шла стабильно, делая 10-12 узлов (за сутки была отмечена максимальная скорость 18 узлов). Ставить рекорды скорости не было в наших планах, тем более что на борт, кроме полного запаса продовольствия на весь Северный морской путь было загружено очень не лишних пять тонн солярки. Поэтому нам пришлось взять один, а потом и два рифа на гроте и генуе, чтобы обеспечить сохранность припасов и более-менее комфортное пребывание людей на борту.
Курс взяли, чтобы обогнуть Исландию с севера и идти на Шпицберген. В этом году ледовая обстановка складывается так, что есть шанс оставить Шпицберген, Землю Франца-Иосифа (ЗФИ) и Северную Землю к югу от нашего маршрута, - это программа максимум. Как будет на самом деле, в первую очередь, зависит от стихии и покажет время.
9-10 августа, погода в целом не меняется, ветер немного стих, продолжая дуть с юго-запада, волна улеглась до 1-2 баллов, скорость яхты упала, но появилась возможность поставить генакер, который сразу стал прибавлять по 3-4 мили к нашему пути каждый час. К вечеру 10 августа мы прошли 400 миль и приблизились к 70-му градусу северной широты. При таком раскладе за трое суток мы можем добежать до Шпицбергена.
Однако, как уже давно известно, загадывать наперёд – неблагодарное дело. В ночь на 11 августа при усилении ветра не выдержала ткань генакера, оторвало переднюю шкаторину, и парус ушёл в воду под яхту. По авралу, в течение 40 минут, превратившийся в плавучий якорь, парус удалось вытащить на палубу, но стало ясно, что восстановлению он не подлежит.
В субботу 11 августа, в 5 утра пересекли 70-й градус северной широты. С каждой ночью становится всё светлее и холоднее. Генеральный курс 45 градусов (на северо-восток), но если на север мы движемся в среднем по 2 градуса в сутки, то на восток с каждым днём проходим всё большее количество меридианов (сказывается закон глобуса). Однако этот день, кроме потери генакера ничем примечателен не был, впрочем, как и следующий, когда туман попеременно сменялся ярким солнцеми дул постоянный, ровный ветер 10-15 узлов с юго-западного направления. В полной мере мы воспользоваться этим подарком не смогли, из-за отсутствия дополнительных парусов, и постоянной бортовой качки, которая выбивала большую часть ветра из имеющихся. Однако 6-8 узлов скорости помогали проходить в сутки 150-180 миль по генеральному курсу.
Понедельник, 13 августа, в 15 часов пересекли нулевой меридиан и перешли из западного полушария в восточное, а в 18 часов прошли 75 градус северной широты и по абсолютному значению превзошли достижение «Скорпиуса» в Антарктиде. С утра, ветер поменял направление на северо-западное и ослаб, перейдя на галфвинд левого галса. Качка прекратилась, и появилась возможность развить максимальную скорость, но выявилось ещё одно последствие ночного происшествия с генакером. При порыве ветра, унёсшего наш парус, выбило верхнюю краспицу на мачте, поддерживающую топванту левого борта. Это означает, что ставя максимальную парусность, мы рискуем потерять мачту, и увеличивается перечень ремонтных работ, которые надо провести на Шпицбергене. Столько событий один день ещё не вмещал, и всем пришлось по душе нововведение, вошедшее в традицию на «Сибири» и одобренное капитаном «Скорпиуса», - «иллэвн о’клок» и «файв о’клок». Это небольшие общие ланчи, вносящие в монотонную и утомительную жизнь «по вахтам» свежую струю общения.
14 августа, ветра ноль, туман такой, что не видно передних парусов, идём под двигателем. К завтрашнему утру надо успеть в Баренцбург, где уже запланирована дополнительная заправка топливом и другие работы. 16-го вечером в Лонгйир (40 миль от Баренцбурга) прилетает ещё один член экипажа на замену. Прошли 76 градус северной широты. Холодает с каждым днём, но пока держится плюсовая температура, и по сводкам идёт активное таяние льдов по нашему маршруту.
17 августа, Лонгйир. Позавчера без приключений дошли до Баренцбурга. Это русский посёлок на Шпицбергене, основан в начале 30-х годов прошлого века. Живёт и работает порядка 400 человек, из которых 170 – шахтёры, добывают уголь, остальное обслуживающий персонал. Здесь время как будто остановилось и народ живёт в 70-х годах. Лозунг в центре посёлка «Наша цель – коммунизм», тому подтверждение. Люди очень приветливые, помогли всем, чем могли. Весь перечень ремонтных работ был выполнен за полдня. Вечером нас попарили в баньке, для которой на «Скорпиусе» были приготовлены (по особой технологии капитана) дубовые веники.
На следующий день по интернету, который на берегу значительно быстрее, я получил необходимую информацию по ледовой обстановке, и после обеда мы ушли в Лонгйир, в 40 милях от Баренцбурга. Надо отметить в этом году мы не первые из Российских яхт побывали здесь. 10 августа с острова ушёл «Апостол Андрей», с Николаем Литау, а 22-го, после нас должен прийти «Петр-I». Но всё равно, парусные яхты здесь пока экзотика.
А вот в Лонгйире мы насчитали более десятка яхт, от больших до малых, которые пришли сюда из Европы своим ходом. Городок тоже шахтёрский, но сильно отличается от нашего. Главное здесь есть аэропорт, куда садятся большие самолёты и можно улететь на «большую землю». Много туристов, есть арктический институт, торговые центры, морской порт. Интересная особенность, в общественных местах (кроме магазинов), например в барах, гостиницах, библиотеке, институте, - все разуваются и ходят в носках, либо тапочках. Хорошая традиция. Вероятно она здесь издревле, чтобы не таскать угольную пыль в дома.
Сегодня мы заканчиваем подготовительные работы, и утром уходим. Следующая наша остановка, возможно, будет на Аляске, либо в Канаде. Север Земли Франца-Иосифа свободен ото льда (не говоря уже о Шпицбергене), Северная Земля также продолжает очищаться. Дальше на восток есть проблемы у острова Врангеля, но до конца августа, думаю, и там будет свободно. Не будем загадывать (не благодарное дело), но будем надеяться на лучшее.
30 августа яхта направилась к о.Беннетта, в район мистической Земли Санникова. А уже 1 сентября пресс-служба экспедиции сообщила, что яхта оказалась в ледяном плену. 1 сентября, во время короткого сеанса спутниковой связи, капитан яхты и руководитель российско-украинской полярной парусной экспедиции Сергей Низовцев сообщил, что при попытке прорваться через ледяные поля, судно оказалось затерто тяжелыми льдами северо-восточнее острова Жанетты (группа островов Де-Лонга) в Восточно-Сибирском море. Координаты 77.10N 157.36E. «Скорпиус» дрейфовал в восточном направлении. Яхта повреждений не получила, никто из членов экипажа не пострадал. Но все было готово для экстренного схода с яхты, в случае ухудшения ледяной ситуации.
К счастью, уже 2 сентября пришли хорошие новости. Яхта «Скорпиус» вышла на открытую воду. Сообщение о том, что яхта вырвалась из ледяного плена пришло по электронной почте в 12ч.30м. по московскому времени. Капитан яхты и руководитель российско-украинской полярной парусной экспедиции Сергей Низовцев написал: «Идем хорошо. Если больше не будет сюрпризов со льдами, через неделю дойдем до проливов Канадской Арктики.» Ледовая обстановка в Арктике по-прежнему остается непредсказуемой.
В ближайшие дни мореплаватели должны зайти в непредсказуемое Чукотское море, окраинное море Северного Ледовитого океана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий