Кроме общей победы в гонке, главной интригой нынешнего сезона Volvo Ocean Race стал вопрос о будущем класса лодок, которые будут участвовать в последующих сезонах. На пресс конференции 28 июня в Лорьяне СЕО Volvo Ocean Race Нут Фростад сделал сенсационное заявление о смене класса VO70 на 65-футовые монотипы. Мир уже разделился на тех, кто поддерживает эту идею, и тех, кто ее жестоко критикует.
Стоит начать с того, что оглашенные 28 июня новости таковыми уже не являются. Вовлеченные в парусные новости читатели знают, что проект монотипа для Volvo Ocean Race обсуждается с начала года. В конце мая, во время остановки VOR в Маями, Sailing Anarchy опубликовали информацию о вариантах смены класса, которые менеджмент гонки собирается предложить руководству концерна Volvo и среди этих вариантов самым жизнеспособным был именно проект монотипа.
Перед тем как сделать окончательный выбор, менеджмент Volvo Ocean Race располагал рядом опций. По информации Sailing Anarchy, рассматривались варианты "заморозки" существующего дизайна лодки Telefonica в качестве монотипа. Также, обсуждалась, хотя и не вошла в финальный шорт лист, идея усовершенствования 60-футового дизайна VO. Намного более интересной, хотя не менее спорной, чем остальные, казалась идея создать единый монотипный проект для VOR и гонок IMOCA.
Известно, что оба крупнейших цикла океанских соревнований испытывают сложности с набором участников в связи с финансовым кризисом. В общих чертах идея единой лодки для VOR и IMOCA предполагала создание 65-футового монотипа с набором планировок кокпита для одиночного и командного плавания. Интересно, что именно 28 июня и VOR, и IMOCA провели важные встречи. VOR приняли 65-футовый дизайн монотипа от Farr в качестве проекта лодок для будущих двух сезонов гонки, тогда как менеджмент IMOCA отложил вопрос смены дизайна лодок до окончания предстоящего сезона Vendee Globe. Учитывая, что студия Farr известна работой в обеих классах, теоретически остается возможность реализации этого проекта. Как справедливо замечают парусные медиа, две организации не могли одновременно огласить переход на новый класс из-за разницы в календарях, но еще более по причинам разной системы принятия решений. IMOCA голосует всем составом владельцев лодок, тогда как в VOR все решает владелец прав на гонку.
Пока же утвержден и публично анонсирован только проект Farr 65OD для будущих двух сезонов VOR. Технически, Farr 65OD выглядит так:
Длина корпуса: 20,4м (длина палубы: 19,8, длина общая 21,95м)
Ширина корпуса: 5,6м
Осадка: 4,7м (качающийся киль)
Вес лодки (пустой): 10750 кг
Мачта:30,3м, два бакштага, установлена на палубу
Длина бушприта: 2,15м
Площадь грота: 151 кв м
Стаксель: 135 кв м (скрутка)
Макс. площадь на острых курсах (грот+код0): 451 кв м
Площадь парусов на полных курсах (грот и А3): 550 кв м.
В сравнении с VO70, новый 65-ф монотип будет на 1,5м короче, на 0,1м уже, и на 3т легче. Зато, увеличивается длина пилона и бушприта. Учитывая незначительное сокращение высоты мачты, площадь парусов оказывается не намного меньше. Также, изменен план размещения водного балласта. Все эти факты позволили руководителю проекта создания нового монотипа, бывшему главному мерителю VOR, Джеймсу Дадду отбивать атаки критиков, которые заявляют, что новые лодки будут медленней. Дадд уверен, что будущие монотипы способны развивать ту же скорость, что и VO70, а кроме этого, за счет уменьшения физической нагрузки на команду, станут доступны женским экипажам.
Но главными целями реализации этой, без малого, революции является сокращение бюджетов команд вместе с увеличением их количества. По информации прессы, менеджмент Volvo потребовал от Нута Фростада обеспечить не менее 8 команд на старте ближайшего сезона. Это, якобы, было единственным условием сохранения присутствия Volvo в гонке.
Для реализации этой схемы штаб квартира VOR создала целую схему, где новый дизайн лодок является лишь одним из элементов. В общем, новая система выглядит так. Дизайном лодки, как уже сказано, будет заниматься студия Farr. Производство разных частей лодки возложено на 4 верфи: Multiplast (Франция), Persico S.p.A (Италия), Decision S.A. (Швейцария) и Green Marine Ltd (Британия). Последняя будет заниматься окончательной сборкой лодок, а также их продажей.
В результате реализации этой схемы СЕО VOR уверен в достаточности бюджета в 12-15 млн Евро для команды с одной лодкой. Стоимость готовой к соревнованиям лодки вместе с парусами будет составлять 4,5 млн Евро. Согласно новым правилам, сокращается количество парусов (пока не решено, будут ли паруса также монотипными) и экипажа - с 10 до 8 человек (в женских экипажах будет те же 10). Далее, еще большей экономии, по мнению Фростада, можно добиться, участвуя в двух сезонах гонки. Ведь, ожидается, что построенные по новому проекту 65-ф монотипы будут очень надежными и смогут участвовать и в следующей гонке 2017-18г.г.. Дополнительными способами удешевления участия станут создание общего для всех пула запчастей и оптимизация логистики и работы береговых команд.
Как заявлено на пресс конференции в Лорьяне, уже подписан контракт между консорциумом верфей и Volvo на постройку первых 8 лодок нового проекта для будущего сезона. Строительство начнется 1 августа 2012 и первая лодка будет сдана в июне 2013. Стоимость лодки будет названа 1 сентября 2012 года, а правила класса будут объявлены 1 ноября этого же года. Положение о регате сезона 2014/15 и маршрут появятся 21 декабря 2012.
Первые оценки проекта не заставили себя ждать. Руководитель ETNZ Грант Дальтон высказался одобрительно относительно направления действий менеджмента гонки. Дальтон, как человек знающий сложности финансирования проектов, считает что любое сокращение затрат является полезным. В то же время, новозеландец говорит о том, что и 15 миллионов являются немалой суммой и это все еще большая проблема. Кроме этого, по мнению новозеландца, у всех участников будут вопросы к контролю качества производства.
Намного более резкой критике подвергся новый проект со стороны дизайнера лодок-победителей последних 3 сезонов Хуана Куймуджана. Начиная от принципа выбора дизайнера, заканчивая юридическими вопросами продажи и эксплуатации лодок, Хуан К полностью отрицает разумность принятого решения. По его словам, предложенный вариант создания монотипа не решает ни одну из поставленных задач, в то же время, уничтожая саму суть привлекательности гонки VOR.
Идеолог и руководитель единственного украинского проекта в кругосветной гонке Whitbread Евгений Платон дал свою оценку нововведениям: «Все нововведения направлены на привлечение большего количества участников, и это, безусловно, положительный момент. Звучит много критики в адрес организаторов гонки, но ведь самым рьяным критикам никто не запрещает организовать свою гонку по тем правилам, которые им нравятся.
Тем не менее, Океанская Гонка Вольво (ОГВ) продолжает оставаться единственными в мире гран-при соревнованиями длительностью 9 месяцев. И непревзойденным, апробированным средством глобального маркетинга.
Мне, естественно, хотелось бы, чтобы Украина было возвращена в эти соревнования. Футбольный «Евро» завершился, братья Кличко уходят в политику, Шевченко ушел из Сборной: что станет глобальным рупором позитива для Украины на ближайшие годы? Мой ответ прост: участие украинской яхты и команды в ОГВ в 2014-15 и 1017-18. Это частично закроет образовавшуюся информационную брешь.
По экономической эффективности (медиа освещение на вложенные средства) кругосветная гонка сравнима с Формулой-1. До Формулы-1 нам далеко: и по бюджету, и по другим причинам, а участие в Океанской Гонке Вольво вполне под силу.
В 1993 году, когда украинская команда «Гетман Сагайдачный» на одноименной яхте пришла на старт кругосветной гонки в Саутгемптон. «Файненшл Таймс» написала о нашей команде: «Эти парни на своей яхте под парусами цвета родного флага очерчивают на карте мира контуры нового родившегося государства – Украины»!
Украинскому бизнесу жизненно важно конкурировать на мировых рынках. Участие украинского бизнеса в кругосветной гонке благодаря гарантированному объему освещения в мировых СМИ, в первую очередь – телевидению, позволит создать глобально узнаваемые украинские бренды.
По отчетам независимых аудиторов, с точки зрения эффективности рекламы один доллар, вложенный в гонку эквивалентен нескольким десяткам долларов вложенных в прямую рекламу».
Кстати, из достоверных источников стало известно, что Платон ведет переговоры с потенциальными партнерами для создания украинской команды будущего сезона VOR. К финансированию проекта могут быть привлечены крупные украинские компании, стремящиеся заявить о себе на международном рынке. Например, по полученной нами конфиденциальной информации, так могла бы выглядеть украинская яхта участник следующей гонки.
Трехмерная модель монотипной лодки Volvo65 с брендингом украинской компании. Рисунок: Еврений Платон
Трехмерная модель монотипной лодки Volvo65 с брендингом украинской компании. Рисунок: Еврений Платон
Трехмерная модель монотипной лодки Volvo65, представленной на презентации 28 июня. Рисунок: Farr Yacht Design
Трехмерная модель монотипной лодки Volvo65, представленной на презентации 28 июня. Рисунок: Farr Yacht Design
Трехмерная модель монотипной лодки Volvo65, представленной на презентации 28 июня. Рисунок: Farr Yacht Design
Конфиденциальность информации на высоте! Только вот смущает, что ввиду отсутствия украинских профи, в гонку опять пойдет "смешанный" или "усиленный" экипаж -- ведь спонсора интересует не абстрактный патриотизм, а возврат инвестиций...
ОтветитьУдалитьhttps://www.facebook.com/media/set/?set=a.1423882291187.55857.1656639625&type=3
ОтветитьУдалитьГромкое название для статьи, Иван!!
ОтветитьУдалить2 bazil: что плохого в том, что в украинской команде будут гонятся профи со всего мира?
Sergey, ну это будет как если бы... ну, сказать что российская команда выиграла Лигу Чемпионов ;)
ОтветитьУдалить